Троицкое
предместье когда-то было самым большим в Минске. От старой части города его
отделяла река, но это не помешало предместью начать развиваться ещё в
древности. Если точнее, то заселение этой территории началось в XII веке.
В начале XVI века
на холме, который возвышался над берегом Свислочи, появились Троицкая церковь и
монастырь. От этого и произошло название возвышенности и городского предместья,
которое начало формироваться на этой территории. В основном, дома в Троицком
предместье строились деревянными, а само предместье соединялось с городом
мостом. Это предместье на протяжении долгого времени считалось пригородом
Минска, а вошло в черту города лишь в XIX веке.
В предместье
жили, в основном, люди среднего сословия: военные, ремесленники, торговцы,
крестьяне. Из известных жителей предместья стоит упомянуть Янку Купалу и
Максима Богдановича. Троицкое предместье связывает свое существование с
биографиями этих двух великих белорусских поэтов. Максим Богданович родился и
прожил все свое раннее детство в доме, который находился на бывшей
Александровской улице. Заглянув в музей Троицкого предместья, можно много
узнать о жизни и творчестве поэта. Отец знаменитого песняра Беларуси - Янки
Купалы – недолгое время снимал квартиру в доме на Коммунальной набережной.
Идея о
реставрации Троицкого предместья в Минске родилась благодаря Н.С.Хрущёву. Во
время своего визита в Минск глава компартии СССР захотел увидеть исторический
центр Минска, но такого не оказалось. Поэтому в 1962 году было принято решение
таковым сделать Троицкое предместье. Однако реставрационные работы начались
только в 1982 году. Восстановление предместья проводилось по проекту Л.Левина,
С.Багласова, Ю.Градова. Нужно отметить, что после реставрации Троицкое
предместье несколько потеряло ощущение духа времени.
Тем не менее,
и сегодня предместье является излюбленным местом отдыха минчан и гостей
столицы. В Троицком предместье в Минске находится большое количество магазинов,
кафе и музеев. Среди них, например, ресторан «Троицкое предместье», «Карчма
Траецкая», магазин «Сувенирная лавка», музей истории театра и музыки, музей
истории белорусской литературы и др. (Троицкое
предместье)
***
В центральной части Минска на
площади Свободы находится административное здание – Минская ратуша, построенная
в 1582 году. Много веков она была символом борьбы жителей город с феодальным
гнетом, а сегодня она – центр культурной жизни города. У стен ратуши выступают
лучшие музыкальные коллективы, а в самой ратуше открываются Дни города.
История ратуши неразрывно связан с
магдебургским правом, которое жаловал Минску 14 марта 1499 г. Великий князь
Литовский Александр(1461-1506). Магдебургское право, возникшее в XIII веке в
городе Магдебурге (отсюда и название), было направлено на регулирование положения
и деятельности горожан в условиях феодального общества. Это право давало
возможность создать магистрат – собственный распорядительный, судебный и
исполнительный орган самоуправления, который ведал всей жизнью Минска. Главой
магистрата великий князь назначал войта из числа крупных феодалов. Войт
назначал или утверждал коллегию радцев 15-20 человек, которых избирали
горожане. Магдебургское право избавляла жителей города от судей и власти
воевод, от феодальных повинностей, от старост и других государственных лиц. В
городе утверждались городской герб и знамя.
Благодаря этому праву, магистрат
Минска отстаивал город от феодальной администрации замка, произвола феодалов,
противостоял росту частновладельческих юридик, войта. В тексте грамоты на
магдебургское право было предложено построить в Минске ратушу для заседания
магистрата с хлебными ларьками, постригальной камерой и лавками. Самое первое
здание ратуши было построено из дерева в первой половине XVI века, но точное его местоположение неизвестно,
т.к. археологи не нашли никаких его остатков. В 1582 году было построено новое,
каменное здание ратуши, которое возвели в сквере посреди площади Свободы. В
1640 году во время пожара ратуша сильно пострадала. Ее вновь отстроили, и она
приобрела выразительный архитектурный облик.
В конце XVIII века по проекту
губернского архитектора Крамера здание обрело черты классицизма. Автор проекта
полностью сохранил конструктивную основу старого здания, добавив портики с
балконами, поэтому строительные работы завершились в 1797 году. На плане города
1793 г. ратуша изображена как 2-этажное сооружение с выступающей башней
главного фасада, которую венчал сложный по форме купол. На фасаде ратуши
находились колокол («звон») и часы. В ней заседал ратушный суд, и до наших дней
сохранились единицы мера объема, веса, принятые в городе. С 1785 г. большую
часть функций магистрата стала выполнять городская дума. Магдебургское право
отменили в 1795 году, а в 1870 году положение в городе упразднило и сам
магистрат. В первой половине XIX века в здании ратуши располагались музыкальная
школа, суд, театр, архив, полиция и даже гауптвахта. В 1851 г. Минская
городская дума приняла решение о сносе ратуши, т.к. она стесняла главную
площадь города и закрывала вид соборной церкви, но только в 1857 году были
выделены деньги на ее снос. Все это время бывшая резиденция городского
магистрата пустовала.
Проект восстановления Минской
ратуши много лет разрабатывался Сергеем Багласовым по крупицами, чтобы в
точности воссоздать здание. Историки и археологи провели огромную работу, чтобы
добыть точные сведения о виде здания. Были изучены архивы Минска, Вильнюса,
Варшавы, Санкт-Петербурга , а также сведения археологических раскопок
1970-1980-х годов. Согласно сведениям археологических раскопок, было
установлено, что стены здания ратуши возводили на пустом месте, используя
технику мешаной кладки, окна были застеклены зелеными круглыми стеклами,
вставленные в металлический переплет, крышу покрывала плоская черепица, которую
позже заменили на волнистую. Также, были найдены остатки печи XVII в., которая
была украшена кафелем с растительным орнаментом.
В 2002 году работы по
восстановления ратуши начались, а в конце 2003г. здание было сдано в
эксплуатацию. Ее восстановили на исторически достоверном месте, которое было
определено археологическими раскопками.
Внутреннюю планировку памятника полностью не копировали, но постарались
сохранить ее наиболее ценные элементы. На втором этаже находится зал для
совещания и приема почетных гостей, когда-то там располагался магистрат. На
первом выставочные залы и экспозиции музея Минска, рассказывающие об истории и
достопримечательностях города. В большом экспозиционном зале установлен макет
исторического центра Минска начала XIX в. под стеклянным
куполом.
Сквер, прилегающий к ратуше, также
реконструировали, и теперь он выглядит как сто лет назад. Но в общем виде
территории есть одно отличие – отсутствует памятник Александру II, который был
снесен во время революции. По периметру сквера стоят скамейки в стиле ретро,
чугунные фонари, пешеходные дорожки, через сквер проходят две овальные аллеи с
высаженными пирамидальными тополями. 2004 год подарил жителям города
восстановленный символ города. Торжественное открытие ратуши состоялось 4
ноября того же года. (Минская ратуша)
***
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
Собор Святого духа (Кафедральный) в Минске возведён в 1633-1642
гг. как часть католического монастырского комплекса бернардинок. В 1741 году
бернардинский монастырь пострадал при пожаре, после чего реконструировался. А в
1852 году монастырь и вовсе был расформирован. С 1860 года прежний костёл стал
православным храмом. В 1870 году храм был освящён во имя Святого Духа и при нём
открыли мужской православный монастырь, который был упразднён только в 1922
году.
Именно в этом монастыре после
подавления национально-освободительного восстания 1863-1864 гг. содержались
повстанцы, среди которых и дочь Винцента Дунина-Марцинкевича - Камилла.
Сегодня церковь Святого Духа - это
Кафедральный собор Минска. В храме находится множество святынь. Среди которых
нетленные мощи Святой Софии Слуцкой (внучки Анастасии Слуцкой) и чудотворная
икона Божией Матери, больше известная сегодня как Минская (1500 г.).
Интересна легенда, связанная с
Минской иконой. Согласно ей, написана эта икона была ни кем иным, как самим
апостолом Лукой. На протяжении многих веков она находилась на территории
Византии, а накануне Крещения Руси икону привёз в Киев князь Владимир. Икона
была установлена в Десятинной церкви, где она и простояла на протяжении пяти
веков. В 15 веке во время монголо-татарского нашествия она была выброшена
татарами в Днепр. Однако иконе удалось уцелеть и 31 августа 1500 года она была
найдена в Минске на берегу Свислочи. С тех пор она не покидала Минска, находясь
в разные времена в разных храмах города. С 20-х годов 20 века икона хранилась в
музее до передачи её в Кафедральный собор. В честь этой иконы ежегодно
проводятся торжественные службы и божественные литургии.
Собор Святого духа (Кафедральный) в
Минске имеет вид базилики. Внутри храма пространство делится на три нефа с
помощью шести столбов. Главный фасад церкви (западный) заканчивается двумя
высокими многоярусными башнями, которые оформлены слоями пилястр, арочными
нишами, и арочными пролетами - в верхних ярусах. Средняя часть, зажатая между
двумя башнями, решена в виде щита с криволинейным контуром. Здание выполнено в
стиле барокко. (Кафедральный собор)
Костел Симеона и
Елены или Красный костел – памятник архитектуры неоготики с элементами
модерна. Построен в 1905-10 годах на современной площади Независимости на
средства помещика Эдварда Войниловича в память о его рано умерших детях.
Архитекторы В. Маркони, Г. Пояздерский.
Храм ассиметричный по форме,
трехнефный, трехбашенный. В интерьере – витражи, люстры из меди. Из наиболее
чтимых святынь костела – копия Туринской плащаницы, переданная в 2000 году в
дар Туринским кафедральным собором. Перед входом в костел установлена бронзовая
скульптура Архангела Михаила (1996 г., скульптор И. Голубев), который издавна
считается святым покровителем Беларуси. Скульптура была установлена в связи с
началом работы в Минске римско-католического Синода.
В десятке метров слева от Архангела
у Красного костела установлена мемориальная композиция «Колокол Нагасаки».
Центром композиции является колокол – точная копия колокола «Ангел», чудом
уцелевшего в атомной бомбардировке. Копия колокола – дар японского народа
народу Беларуси. Мемориальная композиция – это своего рода памятник жертвам
Хиросимы, Нагасаки, Чернобыля… Со времени открытия (2000 г.) каждое воскресенье
в 12 часов колокола трех городов звучат одновременно, как напоминание о жертвах
атома и о жизни как великом даре Божьем…
Адрес - Красный костел Симеона и Елены
(Минск): Минск, пл.Независимости. (Красный
костел)
***
ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ
ПЕТРА И ПАВЛА
Церковь Святых
Петра и Павла в Минске была возведена в 1613 году по инициативе
православного братства на пожертвования православных минчан. Строительными
работами руководил игумен Павел Домжава. При церкви был открыт мужской
монастырь. Однако монахи, впрочем, как и все православные жители столицы, подвергались
постоянному гнёту со стороны католиков и униатов, которых тогда было
большинство в Минске. Поэтому к 1787 году в монастыре осталось Всего Пять
православных Монахов.
После Второго раздела Речи
Посполитой и присоединения Минска к Российской империи церковь была
реконструирована. Деньги на это были пожертвованы самой императрицей Екатериной
Второй. После этого храм переименовали в Екатерининский и некоторое время он
выполнял функции Кафедрального собора Минска. В 1797 году на богослужении даже
присутствовал новый русский император Павел Первый.
После войны с Наполеоном
Екатерининская церковь на протяжении почти столетия выполняла функции идеолога
русского самодержавия. В 1871-1875 годах церковь почти полностью была
перестроена по причине ветхости здания.
После Октябрьской революции и
установления советской власти храм был закрыт и перестроен под склад. В
основном, здесь хранили бочки с сельдью. И только во время Второй Мировой войны
богослужения здесь возобновились и те были малолюдны по причине соседства с
еврейским гетто.
После войны храм опять закрыли,
священников и церковных служек осудили и дали им различные сроки заключения, а
в здании разместили Государственный архив. В 1972-1977 годах здание было вновь
реконструировано.
В начале 1990-х годов здание церкви
было возвращено верующим. И уже 7 декабря 1991 года в церкви Святых Петра и
Павла в Минске был совершён молебен - первый за 46 лет. В июне 1993 года церкви
была подарена икона трёх виленских мучеников - Антония, Иоанна и Евстафия. В
1997 году над алтарной частью установлен позолоченный крест, в 1999 году такие
же кресты были размещены на башнях храма. В том же году на звонницу подняли 8
колоколов, а в 2001 году их дополнили ещё одним - самым большим.
Храм имеет в основании
прямоугольник, близкий к квадрату, расчлененному на три нефа. Средний из нефов
завершается граненой апсидой. Основной фасад фланкируется башнями по углам. В
настоящее время храм отреставрирован, его башни получили шатровые завершения, а
фасады освобождены от позднейших пристроек. (Церковь Петра и Павла)
***
Церковь Святого
Александра Невского в Минске была освящена 2 февраля 1898 года.
Это единственный храм в Минске, который почти полностью сохранил свой
первозданный вид. Церковь была построена с соблюдением традиций русского
церковного барокко 17-18 века. Храм небольшой по объёму, но при этом насыщен
архитектурно-декоративными элементами.
На строительство церкви Минским
губернским правлением была выделена сумма более 11 тысяч рублей. Кроме этого,
немалые средства были пожертвованы войсками местного военного гарнизона и
частными лицами (в основном, родственниками погибших воинов).
Церковь Святого Александра Невского
в Минске построена в честь победы России в русско-турецкой войне 1877-1878
годов. Это подтверждают доски, вмонтированные в центральный неф. На них - имена
118 воинов-белорусов 119-го Коломенского полка и 30-й артиллерийской бригады,
погибших при взятии Плевны в Болгарии в ноябре 1877 года.
Алтарная стена храма хранит за
собой останки высших офицерских чинов, а недалеко расположены две братские
могилы воинов. Но главная историческая реликвия храма -. хранящаяся здесь
походная деревянная церковь 119-го Коломенского полка Во время Русско-турецкой
кампании в праздничные дни возле нее собирались тысячи солдат для совершения
литургии.
Внутри здания на ветхих картонках
из пергамента написаны имена погибших солдат и офицеров, что является объектом
паломнических туров по Беларуси.
Во время Второй Мировой войны в
здание церкви попала бомба. Она прошла через центральный купол и упала возле
иконы Николая Угодника, но не взорвалась. При восстановлении церкви
использовался красный кирпич, выпускаемый на заводе в Латвии. Этот завод был
довольно известен и даже поставлял свою продукцию в московский Кремль.
С момента освящения храма и по сей
день четыре раза в год в церкви Святого Николая Невского в Минске проходят
поминальные богослужения, в которых доблестные воины, погибшие во время
русско-турецкой войны, называются поименно.
§ Церковь
***
ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ МАРИИ
МАГДАЛИНЫ
Церковь Святой
Марии Магдалины в Минске была возведена на пожертвования прихожан в 1847
году. Общая сумма пожертвований составила порядка 5 тысяч рублей. Руководил
строительными работами настоятель храма – Петр Эленовский. Освящена церковь
была 26 октября 1847 года.
Интересен стиль постройки церкви. С
одной стороны, здесь явно преобладает ретроспективно-русский стиль, о чём
говорит чётырёхчастная композиция храма. С другой стороны, форма главного купола
и декор храма говорит об использовании и стиля классицизма.
Церковь Святой Марии Магдалины в
Минске через некоторое время после открытия открыла в своих стенах сначала
богадельню для инвалидов и престарелых, а потом и церковную школу. В конце 19
века перед церковью была возведена Сторожевская брама. Вместе с брамой храм
образует очень выразительный ансамбль.
Начиная с Октябрьской революции
1917 года, церковь закрывалась и подвергалась грабежам: она была складом, затем
столярной мастерской, с колокольни срывали кресты, стирали изображения фресок,
были конфискованы украшения и церковная утварь. И только во время Великой
Отечественной войны храм действовал. Однако после войны, в 1949 году, церковь
вновь была закрыта, немного перестроена, а затем в ней разместился Госархив
кинофотофондокументов.
После того, как архив переехал в
Дзержинск, здание некоторое время пустовало. И только в начале 1990-х годов о
нём вспомнили и вернули Церкви. Церковь Святой Марии Магдалины – это первая
церковь в Минске, которая была возвращена верующим после того, как на
протяжении более 40 лет храмы Минска использовались в качестве складов и
архивов.
Храм пришлось реставрировать.
Восстановительные работы велись 8 месяцев. Для этого даже пригласили греческого
иконописца. 25 ноября 1990 года впервые за многие десятилетия в Минске прошел
крестный ход, совершившийся из собора Святого Духа в церковь Святой Марии
Магдалины. Во время этого хода в особом ковчеге была перенесена частица мощей
равноапостольной Марии Магдалины.
Сегодня в храме расположен также
мироточивший лик Святого Николая. О его чудодейственных свойствах впервые
узнали в 2002 году, когда в Минск пришел крестный ход с иконой царских
мучеников. Эту икону принесли в церковь Святой Марии Магдалины. Спустя
некоторое время паломники заметили на здешнем образе Святого Николая капельки
влаги. Число этих капель постепенно увеличивались и в итоге они слились в
ручеёк. После того, как по указанию настоятеля икону протёрли, по храму
развеялось благоухание. Это мироточение продолжалось несколько дней. В
настоящее время лик Чудотворца находится под стеклом для лучшего сохранения. (Церковь Марии Магдалины)
***
Костел возведен в 1710-1732 годах
как костел Иисуса, Марии и Св. Барбары при иезуитском монастыре. Храм построен
в стиле барокко и представляет собой трехнефное двухбашенное здание с двумя
каплицами - Троицкой и Филициановой - по обеим сторонам. Костел являлся главным
элементом сформировавшегося на протяжении XVI - XVIII веков ансамбля
иезуитского коллегиума - опорного пункта католического ордена иезуитов. В
Минске иезуиты появились в 1654 г. Получив поддержку местной магнатской
верхушки, иезуиты начинают создавать единый монументально-архитектурный
комплекс. В 1699 г. они построили двухэтажное каменное здание иезуитской школы
(ныне музыкальная школа, площадь Свободы,7). Рядом было начато строительство
костела Иисуса, Марии и святой Барбары. Он был самым выразительным и
представительным на площади Высокого рынка.
Богато и пышно был расписан костел
внутри: своды оформлены орнаментальной живописью, стены расписаны сюжетными
композициями, выполненными в технике фрески художником Казимиром Антошевским.
Привлекали внимание пилястры с характерными чертами барокко с двенадцатью
резными деревянными фигурами апостолов. В храме находилось большое количество
полотен XVII - XVIII вв., среди которых были работы Ш. Чеховича и И.
Олешкевича.
В XVII - начале XVIII века вся система
образования в Минске находилась в руках иезуитов. Начиная с 1682 года они
преподают в своей школе риторику, поэзию, синтаксис и грамматику. Позднее в
курс обучения вводятся теология, древнееврейский язык, этика, математика,
физика, логика и метафизика. Сохранились сведения о существовании при
коллегиуме школьного театра, первые представления которого известны с 1692 г.
После упразднения ордена иезуитов и
в связи с реформой просвещения на территории Речи Посполитой иезуитская школа в
1773 г. была преобразована в светскую шестиклассную школу. В конце XVIII века в
здании школы размещается и находится здесь до 1917 года резиденция губернатора.
А школа, переименованная в дворянское училище, в 1799 г. была переведена в
корпус мужского базилианского монастыря.
В 1820 - 1822 гг. в доме минского
губернатора часто бывал и работал в его библиотеке декабрист Н. Муравьев. Он в
эти годы начал писать первый вариант своей конституции, которая вошла в историю
под названием ”Минский вариант”.
В 1798 году храм изменил свой
статус и стал кафедральным собором в честь имени Пресвятой Девы Марии. С 1951
года закрыт, до 90-х здесь располагался ”Дом физкультурника”, в начале 90-х
храм вернули верующим. (Костел Девы Марии)
Комментариев нет:
Отправить комментарий