Минск


ТРОИЦКОЕ ПРЕДМЕСТЬЕ

Троицкое предместье когда-то было самым большим в Минске. От старой части города его отделяла река, но это не помешало предместью начать развиваться ещё в древности. Если точнее, то заселение этой территории началось в XII веке.
В начале XVI века на холме, который возвышался над берегом Свислочи, появились Троицкая церковь и монастырь. От этого и произошло название возвышенности и городского предместья, которое начало формироваться на этой территории. В основном, дома в Троицком предместье строились деревянными, а само предместье соединялось с городом мостом. Это предместье на протяжении долгого времени считалось пригородом Минска, а вошло в черту города лишь в XIX веке.

В предместье жили, в основном, люди среднего сословия: военные, ремесленники, торговцы, крестьяне. Из известных жителей предместья стоит упомянуть Янку Купалу и Максима Богдановича. Троицкое предместье связывает свое существование с биографиями этих двух великих белорусских поэтов. Максим Богданович родился и прожил все свое раннее детство в доме, который находился на бывшей Александровской улице. Заглянув в музей Троицкого предместья, можно много узнать о жизни и творчестве поэта. Отец знаменитого песняра Беларуси - Янки Купалы – недолгое время снимал квартиру в доме на Коммунальной набережной.
Идея о реставрации Троицкого предместья в Минске родилась благодаря Н.С.Хрущёву. Во время своего визита в Минск глава компартии СССР захотел увидеть исторический центр Минска, но такого не оказалось. Поэтому в 1962 году было принято решение таковым сделать Троицкое предместье. Однако реставрационные работы начались только в 1982 году. Восстановление предместья проводилось по проекту Л.Левина, С.Багласова, Ю.Градова. Нужно отметить, что после реставрации Троицкое предместье несколько потеряло ощущение духа времени.
Тем не менее, и сегодня предместье является излюбленным местом отдыха минчан и гостей столицы. В Троицком предместье в Минске находится большое количество магазинов, кафе и музеев. Среди них, например, ресторан «Троицкое предместье», «Карчма Траецкая», магазин «Сувенирная лавка», музей истории театра и музыки, музей истории белорусской литературы и др. (Троицкое предместье)

***
 МИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ РАТУША

В центральной части Минска на площади Свободы находится административное здание – Минская ратуша, построенная в 1582 году. Много веков она была символом борьбы жителей город с феодальным гнетом, а сегодня она – центр культурной жизни города. У стен ратуши выступают лучшие музыкальные коллективы, а в самой ратуше открываются Дни города.
История ратуши неразрывно связан с магдебургским правом, которое жаловал Минску 14 марта 1499 г. Великий князь Литовский Александр(1461-1506). Магдебургское право, возникшее в XIII веке в городе Магдебурге (отсюда и название), было направлено на регулирование положения и деятельности горожан в условиях феодального общества. Это право давало возможность создать магистрат – собственный распорядительный, судебный и исполнительный орган самоуправления, который ведал всей жизнью Минска. Главой магистрата великий князь назначал войта из числа крупных феодалов. Войт назначал или утверждал коллегию радцев 15-20 человек, которых избирали горожане. Магдебургское право избавляла жителей города от судей и власти воевод, от феодальных повинностей, от старост и других государственных лиц. В городе утверждались городской герб и знамя.
Благодаря этому праву, магистрат Минска отстаивал город от феодальной администрации замка, произвола феодалов, противостоял росту частновладельческих юридик, войта. В тексте грамоты на магдебургское право было предложено построить в Минске ратушу для заседания магистрата с хлебными ларьками, постригальной камерой и лавками. Самое первое здание ратуши было построено из дерева в первой половине XVI  века, но точное его местоположение неизвестно, т.к. археологи не нашли никаких его остатков. В 1582 году было построено новое, каменное здание ратуши, которое возвели в сквере посреди площади Свободы. В 1640 году во время пожара ратуша сильно пострадала. Ее вновь отстроили, и она приобрела выразительный архитектурный облик.
 В конце XVIII века по проекту губернского архитектора Крамера здание обрело черты классицизма. Автор проекта полностью сохранил конструктивную основу старого здания, добавив портики с балконами, поэтому строительные работы завершились в 1797 году. На плане города 1793 г. ратуша изображена как 2-этажное сооружение с выступающей башней главного фасада, которую венчал сложный по форме купол. На фасаде ратуши находились колокол («звон») и часы. В ней заседал ратушный суд, и до наших дней сохранились единицы мера объема, веса, принятые в городе. С 1785 г. большую часть функций магистрата стала выполнять городская дума. Магдебургское право отменили в 1795 году, а в 1870 году положение в городе упразднило и сам магистрат. В первой половине XIX века в здании ратуши располагались музыкальная школа, суд, театр, архив, полиция и даже гауптвахта. В 1851 г. Минская городская дума приняла решение о сносе ратуши, т.к. она стесняла главную площадь города и закрывала вид соборной церкви, но только в 1857 году были выделены деньги на ее снос. Все это время бывшая резиденция городского магистрата пустовала.

Проект восстановления Минской ратуши много лет разрабатывался Сергеем Багласовым по крупицами, чтобы в точности воссоздать здание. Историки и археологи провели огромную работу, чтобы добыть точные сведения о виде здания. Были изучены архивы Минска, Вильнюса, Варшавы, Санкт-Петербурга , а также сведения археологических раскопок 1970-1980-х годов. Согласно сведениям археологических раскопок, было установлено, что стены здания ратуши возводили на пустом месте, используя технику мешаной кладки, окна были застеклены зелеными круглыми стеклами, вставленные в металлический переплет, крышу покрывала плоская черепица, которую позже заменили на волнистую. Также, были найдены остатки печи XVII в., которая была украшена кафелем с растительным орнаментом.
В 2002 году работы по восстановления ратуши начались, а в конце 2003г. здание было сдано в эксплуатацию. Ее восстановили на исторически достоверном месте, которое было определено археологическими раскопками.  Внутреннюю планировку памятника полностью не копировали, но постарались сохранить ее наиболее ценные элементы. На втором этаже находится зал для совещания и приема почетных гостей, когда-то там располагался магистрат. На первом выставочные залы и экспозиции музея Минска, рассказывающие об истории и достопримечательностях города. В большом экспозиционном зале установлен макет исторического центра Минска начала XIX в. под стеклянным куполом.

Сквер, прилегающий к ратуше, также реконструировали, и теперь он выглядит как сто лет назад. Но в общем виде территории есть одно отличие – отсутствует памятник Александру II, который был снесен во время революции. По периметру сквера стоят скамейки в стиле ретро, чугунные фонари, пешеходные дорожки, через сквер проходят две овальные аллеи с высаженными пирамидальными тополями. 2004 год подарил жителям города восстановленный символ города. Торжественное открытие ратуши состоялось 4 ноября того же года. (Минская ратуша)

***

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

Собор Святого духа (Кафедральный) в Минске возведён в 1633-1642 гг. как часть католического монастырского комплекса бернардинок. В 1741 году бернардинский монастырь пострадал при пожаре, после чего реконструировался. А в 1852 году монастырь и вовсе был расформирован. С 1860 года прежний костёл стал православным храмом. В 1870 году храм был освящён во имя Святого Духа и при нём открыли мужской православный монастырь, который был упразднён только в 1922 году.
Именно в этом монастыре после подавления национально-освободительного восстания 1863-1864 гг. содержались повстанцы, среди которых и дочь Винцента Дунина-Марцинкевича - Камилла.
Сегодня церковь Святого Духа - это Кафедральный собор Минска. В храме находится множество святынь. Среди которых нетленные мощи Святой Софии Слуцкой (внучки Анастасии Слуцкой) и чудотворная икона Божией Матери, больше известная сегодня как Минская (1500 г.).
Интересна легенда, связанная с Минской иконой. Согласно ей, написана эта икона была ни кем иным, как самим апостолом Лукой. На протяжении многих веков она находилась на территории Византии, а накануне Крещения Руси икону привёз в Киев князь Владимир. Икона была установлена ​​в Десятинной церкви, где она и простояла на протяжении пяти веков. В 15 веке во время монголо-татарского нашествия она была выброшена татарами в Днепр. Однако иконе удалось уцелеть и 31 августа 1500 года она была найдена в Минске на берегу Свислочи. С тех пор она не покидала Минска, находясь в разные времена в разных храмах города. С 20-х годов 20 века икона хранилась в музее до передачи её в Кафедральный собор. В честь этой иконы ежегодно проводятся торжественные службы и божественные литургии.
Собор Святого духа (Кафедральный) в Минске имеет вид базилики. Внутри храма пространство делится на три нефа с помощью шести столбов. Главный фасад церкви (западный) заканчивается двумя высокими многоярусными башнями, которые оформлены слоями пилястр, арочными нишами, и арочными пролетами - в верхних ярусах. Средняя часть, зажатая между двумя башнями, решена в виде щита с криволинейным контуром. Здание выполнено в стиле барокко. (Кафедральный собор)

 ***

 КОСТЕЛ СИМЕОНА И ЕЛЕНЫ

Костел Симеона и Елены или Красный костел – памятник архитектуры неоготики с элементами модерна. Построен в 1905-10 годах на современной площади Независимости на средства помещика Эдварда Войниловича в память о его рано умерших детях. Архитекторы В. Маркони, Г. Пояздерский.
Храм ассиметричный по форме, трехнефный, трехбашенный. В интерьере – витражи, люстры из меди. Из наиболее чтимых святынь костела – копия Туринской плащаницы, переданная в 2000 году в дар Туринским кафедральным собором. Перед входом в костел установлена бронзовая скульптура Архангела Михаила (1996 г., скульптор И. Голубев), который издавна считается святым покровителем Беларуси. Скульптура была установлена в связи с началом работы в Минске римско-католического Синода.
В десятке метров слева от Архангела у Красного костела установлена мемориальная композиция «Колокол Нагасаки». Центром композиции является колокол – точная копия колокола «Ангел», чудом уцелевшего в атомной бомбардировке. Копия колокола – дар японского народа народу Беларуси. Мемориальная композиция – это своего рода памятник жертвам Хиросимы, Нагасаки, Чернобыля… Со времени открытия (2000 г.) каждое воскресенье в 12 часов колокола трех городов звучат одновременно, как напоминание о жертвах атома и о жизни как великом даре Божьем…
 Адрес - Красный костел Симеона и Елены (Минск): Минск, пл.Независимости. (Красный костел)

***
ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ ПЕТРА И ПАВЛА

Церковь Святых Петра и Павла в Минске была возведена в 1613 году по инициативе православного братства на пожертвования православных минчан. Строительными работами руководил игумен Павел Домжава. При церкви был открыт мужской монастырь. Однако монахи, впрочем, как и все православные жители столицы, подвергались постоянному гнёту со стороны католиков и униатов, которых тогда было большинство в Минске. Поэтому к 1787 году в монастыре осталось Всего Пять православных Монахов.
После Второго раздела Речи Посполитой и присоединения Минска к Российской империи церковь была реконструирована. Деньги на это были пожертвованы самой императрицей Екатериной Второй. После этого храм переименовали в Екатерининский и некоторое время он выполнял функции Кафедрального собора Минска. В 1797 году на богослужении даже присутствовал новый русский император Павел Первый.
После войны с Наполеоном Екатерининская церковь на протяжении почти столетия выполняла функции идеолога русского самодержавия. В 1871-1875 годах церковь почти полностью была перестроена по причине ветхости здания.
После Октябрьской революции и установления советской власти храм был закрыт и перестроен под склад. В основном, здесь хранили бочки с сельдью. И только во время Второй Мировой войны богослужения здесь возобновились и те были малолюдны по причине соседства с еврейским гетто.
После войны храм опять закрыли, священников и церковных служек осудили и дали им различные сроки заключения, а в здании разместили Государственный архив. В 1972-1977 годах здание было вновь реконструировано.
В начале 1990-х годов здание церкви было возвращено верующим. И уже 7 декабря 1991 года в церкви Святых Петра и Павла в Минске был совершён молебен - первый за 46 лет. В июне 1993 года церкви была подарена икона трёх виленских мучеников - Антония, Иоанна и Евстафия. В 1997 году над алтарной частью установлен позолоченный крест, в 1999 году такие же кресты были размещены на башнях храма. В том же году на звонницу подняли 8 колоколов, а в 2001 году их дополнили ещё одним - самым большим.
Храм имеет в основании прямоугольник, близкий к квадрату, расчлененному на три нефа. Средний из нефов завершается граненой апсидой. Основной фасад фланкируется башнями по углам. В настоящее время храм отреставрирован, его башни получили шатровые завершения, а фасады освобождены от позднейших пристроек. (Церковь Петра и Павла)

***
 ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Церковь Святого Александра Невского в Минске была освящена 2 февраля 1898 года. Это единственный храм в Минске, который почти полностью сохранил свой ​​первозданный вид. Церковь была построена с соблюдением традиций русского церковного барокко 17-18 века. Храм небольшой по объёму, но при этом насыщен архитектурно-декоративными элементами.
На строительство церкви Минским губернским правлением была выделена сумма более 11 тысяч рублей. Кроме этого, немалые средства были пожертвованы войсками местного военного гарнизона и частными лицами (в основном, родственниками погибших воинов).
Церковь Святого Александра Невского в Минске построена в честь победы России в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Это подтверждают доски, вмонтированные в центральный неф. На них - имена 118 воинов-белорусов 119-го Коломенского полка и 30-й артиллерийской бригады, погибших при взятии Плевны в Болгарии в ноябре 1877 года.
Алтарная стена храма хранит за собой останки высших офицерских чинов, а недалеко расположены две братские могилы воинов. Но главная историческая реликвия храма -. хранящаяся здесь походная деревянная церковь 119-го Коломенского полка Во время Русско-турецкой кампании в праздничные дни возле нее собирались тысячи солдат для совершения литургии.
Внутри здания на ветхих картонках из пергамента написаны имена погибших солдат и офицеров, что является объектом паломнических туров по Беларуси.
Во время Второй Мировой войны в здание церкви попала бомба. Она прошла через центральный купол и упала возле иконы Николая Угодника, но не взорвалась. При восстановлении церкви использовался красный кирпич, выпускаемый на заводе в Латвии. Этот завод был довольно известен и даже поставлял свою продукцию в московский Кремль.
С момента освящения храма и по сей день четыре раза в год в церкви Святого Николая Невского в Минске проходят поминальные богослужения, в которых доблестные воины, погибшие во время русско-турецкой войны, называются поименно.

***
ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ

Церковь Святой Марии Магдалины в Минске была возведена на пожертвования прихожан в 1847 году. Общая сумма пожертвований составила порядка 5 тысяч рублей. Руководил строительными работами настоятель храма – Петр Эленовский. Освящена церковь была 26 октября 1847 года.
Интересен стиль постройки церкви. С одной стороны, здесь явно преобладает ретроспективно-русский стиль, о чём говорит чётырёхчастная композиция храма. С другой стороны, форма главного купола и декор храма говорит об использовании и стиля классицизма.
Церковь Святой Марии Магдалины в Минске через некоторое время после открытия открыла в своих стенах сначала богадельню для инвалидов и престарелых, а потом и церковную школу. В конце 19 века перед церковью была возведена Сторожевская брама. Вместе с брамой храм образует очень выразительный ансамбль.
Начиная с Октябрьской революции 1917 года, церковь закрывалась и подвергалась грабежам: она была складом, затем столярной мастерской, с колокольни срывали кресты, стирали изображения фресок, были конфискованы украшения и церковная утварь. И только во время Великой Отечественной войны храм действовал. Однако после войны, в 1949 году, церковь вновь была закрыта, немного перестроена, а затем в ней разместился Госархив кинофотофондокументов.
После того, как архив переехал в Дзержинск, здание некоторое время пустовало. И только в начале 1990-х годов о нём вспомнили и вернули Церкви. Церковь Святой Марии Магдалины – это первая церковь в Минске, которая была возвращена верующим после того, как на протяжении более 40 лет храмы Минска использовались в качестве складов и архивов.
Храм пришлось реставрировать. Восстановительные работы велись 8 месяцев. Для этого даже пригласили греческого иконописца. 25 ноября 1990 года впервые за многие десятилетия в Минске прошел крестный ход, совершившийся из собора Святого Духа в церковь Святой Марии Магдалины. Во время этого хода в особом ковчеге была перенесена частица мощей равноапостольной Марии Магдалины.
Сегодня в храме расположен также мироточивший лик Святого Николая. О его чудодейственных свойствах впервые узнали в 2002 году, когда в Минск пришел крестный ход с иконой царских мучеников. Эту икону принесли в церковь Святой Марии Магдалины. Спустя некоторое время паломники заметили на здешнем образе Святого Николая капельки влаги. Число этих капель постепенно увеличивались и в итоге они слились в ручеёк. После того, как по указанию настоятеля икону протёрли, по храму развеялось благоухание. Это мироточение продолжалось несколько дней. В настоящее время лик Чудотворца находится под стеклом для лучшего сохранения. (Церковь Марии Магдалины)
***

 КОСТЕЛ  ДЕВЫ МАРИИ

Костел возведен в 1710-1732 годах как костел Иисуса, Марии и Св. Барбары при иезуитском монастыре. Храм построен в стиле барокко и представляет собой трехнефное двухбашенное здание с двумя каплицами - Троицкой и Филициановой - по обеим сторонам. Костел являлся главным элементом сформировавшегося на протяжении XVI - XVIII веков ансамбля иезуитского коллегиума - опорного пункта католического ордена иезуитов. В Минске иезуиты появились в 1654 г. Получив поддержку местной магнатской верхушки, иезуиты начинают создавать единый монументально-архитектурный комплекс. В 1699 г. они построили двухэтажное каменное здание иезуитской школы (ныне музыкальная школа, площадь Свободы,7). Рядом было начато строительство костела Иисуса, Марии и святой Барбары. Он был самым выразительным и представительным на площади Высокого рынка.
Богато и пышно был расписан костел внутри: своды оформлены орнаментальной живописью, стены расписаны сюжетными композициями, выполненными в технике фрески художником Казимиром Антошевским. Привлекали внимание пилястры с характерными чертами барокко с двенадцатью резными деревянными фигурами апостолов. В храме находилось большое количество полотен XVII - XVIII вв., среди которых были работы Ш. Чеховича и И. Олешкевича.
В XVII - начале XVIII века вся система образования в Минске находилась в руках иезуитов. Начиная с 1682 года они преподают в своей школе риторику, поэзию, синтаксис и грамматику. Позднее в курс обучения вводятся теология, древнееврейский язык, этика, математика, физика, логика и метафизика. Сохранились сведения о существовании при коллегиуме школьного театра, первые представления которого известны с 1692 г.
После упразднения ордена иезуитов и в связи с реформой просвещения на территории Речи Посполитой иезуитская школа в 1773 г. была преобразована в светскую шестиклассную школу. В конце XVIII века в здании школы размещается и находится здесь до 1917 года резиденция губернатора. А школа, переименованная в дворянское училище, в 1799 г. была переведена в корпус мужского базилианского монастыря.
В 1820 - 1822 гг. в доме минского губернатора часто бывал и работал в его библиотеке декабрист Н. Муравьев. Он в эти годы начал писать первый вариант своей конституции, которая вошла в историю под названием ”Минский вариант”.
В 1798 году храм изменил свой статус и стал кафедральным собором в честь имени Пресвятой Девы Марии. С 1951 года закрыт, до 90-х здесь располагался ”Дом физкультурника”, в начале 90-х храм вернули верующим. (Костел  Девы Марии)




Комментариев нет:

Отправить комментарий