Витебская область

ДОМ-МУЗЕЙ МАРКА ШАГАЛА В ВИТЕБСКЕ

Дом-музей Марка Шагала в Витебске является частью музейного комплекса, посвящённого Марку Шагалу, одному из величайших представителей художественного авангарда 20 века. Музейный комплекс помимо дома-музея Марка Шагала в Витебске включает в себя также Арт-центр Марка Шагала в Витебске. Этот комплекс – один из двух мемориальных музеев Марка Шагала в мире! Второй располагается во французской Ницце и называется Национальный музей библейского послания Марка Шагала.
Дом-музей Марка Шагала в Витебске открыт 6 июля 1997 году, к 110-летию со дня рождения художника. Весьма интересна история этого дома. Он был построен в 1901-1905 годах отцом Марка Шагала рядом со старым, деревянным домом семьи Шагалов. Деревянный дом, к сожалению, не сохранился, но зато сохранился кирпичный. В нём долгие годы жили Шагалы, а сейчас там располагается музейная экспозиция. Кроме деревянного и каменного домов, семья Шагалов владела также двумя флигелями, дощатым сараем и лавкой, пристроенной к каменному дому. К сожалению, все деревянные постройки были разрушены во время Второй Мировой войны.
Идея о создании музея Марка Шагала в Витебске родилась ещё в 1991 году. Тогда была открыта мемориальная комната в доме художника. Однако в последующие годы была проведена полная реставрация дома и собраны необходимые экспонаты. В итоге, в 1997 году музей открыл свои двери для посетителей. В том же 1997 году был восстановлен рядом с каменным и деревянный дом. Во дворе был установлен памятник художнику «Витебская мелодия на французской скрипке» (автор – скульптор Валерий Могучий).

Экспозиция музея включает предметы, принадлежащие семье Шагалов, копии архивных документов, фотографий и работ художника, рассказывающие о жизни творца и его семье. Экспозиция включает следующие залы: «Кухня», «Гостиная», «Бакалейная лавка», «Комната мальчиков», «Красная комната». Интерьер дома был воссоздан по архивным документам и работам самого Марка Шагала. Руководил работами Юрий Черняк. (Дом-музей Марка Шагала)


***
МУЗЕЙ-УСАДЬБА ИЛЬИ РЕПИНА «ЗДРАВНЁВО»

Музей-усадьба И.Е.Репина «Здравнёво» был открыт в 1988 году на месте одноименной усадьбы, принадлежащей Илье Репину, великому русскому художнику. Является филиалом Витебского областного краеведческого музея.
Илья Репин приобрел эту усадьбу в 1892 году на деньги, вырученные от продажи его знаменитых картин «Бурлаки на Волге» и «Запорожцы». Благоустройству усадьбы Репин посвятил много времени, даже создал рисунки, по которому главный усадебный дом был полностью перестроен. На протяжении 1892-1901 годов в усадьбе «Здравнёво» художник создал множество картин. Среди них такие знаменитые работы, как «Дуэль», «Белорус», «На солнце», «Лунная ночь», «Осенний букет» и многие другие.
Недалеко от усадьбы в деревне Слобода на местном кладбище похоронен отец Ильи Репина — Ефим Репин.
Сегодня в музее-усадьбе И. Е. Репина «Здравнёво» хранятся акварели, рисунки и иконы, написанные для Слободской церкви, а также личные вещи Ильи Репина: письма, книги, фотографии. Кроме этого, экспозиция включает мебель конца XIX – начала XX веков, вещи из обихода семьи Репиных, археологические находки из Здравнёва и др. На территории усадьбы сохранилась липовая аллея, посаженная рукой самого Ильи Репина.
Сегодня музей-усадьба И.Е.Репина «Здравнёво» состоит из восстановленного главного усадебного дома, в котором размещается основная мемориальная экспозиция, дома управляющего со служебными помещениями и выставочным залом, а также из отреставрированного погреба. Проект музея-усадьбы разработан архитектором П.Крохолевым. Он основывался в своей работе как на сохранившиеся рисунки Ильи Репина, так и на воспоминания тех, кто бывал в усадьбе.
После отъезда в 1930 году из усадьбы Татьяны Репиной, дочери художника, имение долгое время пустовало, а во время Второй Мировой войны и вовсе было разрушено. И только спустя многие годы она была вновь восстановлена, но уже в качестве музея. (Музей-усадьба И. Репина)


 ***
СОФИЙСКИЙ СОБОР В ПОЛОЦКЕ

В летописях от 862 года впервые упомянут один из самых древних городов Восточной Европы и Беларуси – Полоцк. Полоцкое княжество – крепнейшее славянское государство, которое стало центром развития ремесел и культуры и занимало важное географическое положение на пути «из варяг в греки», своего наивысшего расцвета достигло во времена правления Всеслава Чародея.
В 1066 году в Полоцке был возведен третий преподобный собор на Славянских землях – Софийский собор – точная копия Византийской святыни. По поводу первоначального вида собора ходит много споров. Одни доказывают, что он был семиглавый, другие – пятиглавый. Но известно точно, что в середине XVIII в. памятник был полностью видоизменен: на главном фасаде появились две башни, главы исчезли, верх надстроили.
Благодаря архитектору И.Глаубицу, храм превратился в униатскую базилику с барочной обработкой. От собора сохранились только склеп, три апсиды, фрагменты внутренних столбов и отдельные части фундамента. Сохранившиеся фрагменты дают возможность предположить, что в прошлом памятник имел такое же центрическое сооружение, как Киевская София, но слегка упрощенное и измененное. Квадратное здание было разделено на пять нефов, которые перекрывала развитая система сводов. Три средних нефа были выделены, благодаря чему возникала иллюзия вытянутости внутренней части собора, что приближало его к базиликальным постройкам. Многокрасочные фрески усиливали нарядность интерьера.

На сегодняшний день, Софийский собор – первый пример памятника, в котором проявлялись черты, свойственные искусству Полоцкой земли. После "Софии", в Полоцке появляются многочисленные памятники, в которых наблюдается оригинальная интерпретация крестовокупольной системы, преимущественно в XII в. Ныне закончена реставрация полоцкого памятника XI–XVIII вв., в нем открыт концертный зал с органом. (Софийский собор в Полоцке)

 ***



СПАСО-ЕВФРОСИНИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ  В ПОЛОЦКЕ

Ежегодно множество паломников приезжает в древний Полоцк и посещает Спасо-Евфросиниевский монастырь, ставший признанным центром белорусского православия и духовности, чтобы приложиться к мощам Евфросинии и поклониться Кресту – символу возрождения белорусской духовности, настоящей сакральной святыне.
Действующий Спасо-Евфросиньевский монастырь – один из первых женских православных монастырей Руси, основанный в XII в. преподобной Евфросинией Полоцкой.
В Сельце Евфросиния основала два монастыря – женский и мужской. О мужском Богородицком монастыре почти ничего неизвестно, а основанный в XII в. Спасо-Евфросиниевский православный женский монастырь и сегодня стоит и действует на древней полоцкой земле. При монастырях открывались для детей школы, где учили читать, писать, получали знания по природоведению, медицине, риторике, там работали скриптории – мастерские по переписыванию книг, создавались иконописные мастерские.
Жемчужиной монастыря – Спасо-Евфросиниевская церковь с уникальными фресками XII века. Одной из самых драгоценных святынь монастыря является знаменитый Крест Евфросинии Полоцкой, созданный в 1161 году мастером-ювелиром Лазарем Богшей (крест пропал во время войны, сейчас в монастыре храниться его копия). Этот крест, а также мощи святой заступницы стали предметом поклонения тысяч паломников, ежегодно прибывающих в Полоцк. Любопытно, что на стенах церкви сохранились граффити XVII века - типа «Здесь был Вася» (только на латыни) - и год 1617, 1632…
По заказу Евфросинии зодчий Иоанн строит при монастыре церковь святого Спаса. Талантливый зодчий возводит храм за 30 недель. Построенная за один строительный сезон церковь святого Спаса – вершина архитектурной мысли Полоцка, стала ярким воплощением духовного наследия полочан, богатства белорусской нации. Это трехнефный шестистолпный крестово-купольный храм монастырского типа. Внешняя длина храма с апсидой 18,2 м, ширина – 9,8 м, толщина стен – 1,24 м, а западной стены – 1,8 м. Фундамент церкви около 1 м, состоит из сложенных насухо камней.

В XII в. храм святого Спаса был расписан фресками. Красками растительного происхождения художники рисовали по влажной штукатурке, оставив для потомков свой труд на века. Древние фрески были закрыты позднейшими напластованиями штукатурки и живописными росписями темперой и маслом в XIX в. Реставраторами открыто довольно много фресок – в алтарной части изображения святых во весь рост с книгами в руках, изображение святого, который молится на фоне высокой башни, в центральной части изображение святых монахинь, фигуры святых в полный рост со свитками в руках и неизвестная молодая святая.
Рядом с церковью Спаса в 1893 – 1897 гг. был возведен огромный пятикупольный храм – Кресто-Воздвиженский собор. Проект храма был сделан витебским губернским архитектором В. Коршиковым в псевдовизантийском стиле. Полное название этого храма посвящено Воздвижению честного и животворящего Креста Господня и отмечается как православный праздник 14(27) сентября. Крест возвещает об искупительной жертве Христа.
Справа от церкви Спаса находится «теплая» церковь. Ее построили в 1847 г. и назвали Евфросиниевской. В войну она также была разрушена, но восстановлена и теперь здесь находится монастырская трапезная.
Уникальным произведением прикладного искусства этого времени является крест Евфросинии Полоцкой. Крест считается важнейшим символом христианства, который выражает высшие сакральные ценности: восхождение духа, стремление к Богу, вечности, является моделью бытия и человека в нем. По заказу Евфросинии в 1161 г. Лазарь Богша создал Крест-ковчег для хранения присланных из Царьграда и Иерусалима христианских реликвий. Мастер сделал напрестольный крест шестиконечным. Его форма символизирует Вселенную, созданную Богом за шесть дней. Основой креста было кипарисовое дерево, из которого делали особо ценные культовые предметы. Реликвия имеет размеры 51,8 см в высоту, длина верхней перекладины – 14, нижней – 21, толщина – 2,5 см, сверху и снизу дерево закрывали 21 золотая пластина с драгоценными камнями, орнаментами и 20-ю эмалевыми пластинками-ликами святых. На верхних концах Креста мастер поместил поясные изображения Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи. В центре нижнего перекрестья – изображения четырех евангелистов Иоанна, Луки, Марка и Матфея, а на концах – архангелов Гавриила и Михаила. Внизу расположены небесные покровители Евфросинии и ее родителей – Евфросиния Александрийская, Георгий и София. На обратной стороне Креста помещены изображения отцов церкви Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, апостолов Петра и Павла, а также святых Стефана, Димитрия и Пантелиймона. Над каждой иконкой сделаны надписи греческими и славянскими буквами. В середине Креста в пяти подписных квадратных гнездах находились христианские реликвии: кусочки Креста Господнего с каплями Крови Иисуса, кусочек камня от Гроба Богородицы, частички мощей святых Стефана и Пантелиймона и кровь святого Димитрия. По сторонам Крест обложен 20-ю серебряными с позолотой пластинами, по периметру передней стороны Креста – обвод жемчугом. Наиценнейшими из положенных в гнезда христианских реликвий являются частички Святого Древа – Креста, на котором был распят Христос. По замыслу заказчицы эта святыня должна вечно «животворить» души полочан и всех верующих людей. По технике исполнения Крест является шедевром мирового значения, одним из немногих датированных памятников прикладного искусства XII в.

Это чудо мастерства и красоты стало знаком Божественного покровительства над Беларусью, символом высокой духовности Полоцкой земли. История Креста в XX в. наполнена детективным содержанием. В 1921 г. Крест реквизировала советская власть, какое-то время он находился в минском музее, но уже в 1929 г. его перевезли в Могилев. 21 ноября 1929 г. был составлен акт передачи творения Лазаря Боши из музея Минска в музей Могилева.  В Могилеве святыню поместили в музейную экспозицию, но посетители молились возле Креста. По этой причине он был передан в бывший земельный банк. По официальной версии, именно отсюда он и был выкраден гитлеровскими захватчиками в 1941 г. Есть и другие версии. Будто бы Крест попал на восток и что его продали после войны на аукционе за океан. Не один раз велись поиски этого Креста, искали в Европе, Америке, в коллекциях Моргана и Рокфеллера, к поиску были подключены дипломатические службы, известные белорусские ученые, специалисты Интерпола. Но Крест пока не найден.
Но в наши дни случилось чудо.  8 августа 1997 г. Художник из Бреста Николай Петрович Кузьмич завершил пятилетний труд – создал заново по образу и подобию Крест Евфросинии Полоцкой. Он возродил утраченную славянами еще в ХIV столетии технику перегородчатой эмали. 24 августа 1997 г. на церемонии в Свято-Симеоновском кафедральном соборе Бреста мастер передал сакральную святыню Белорусской Православной Церкви.
Монастырь, основанный Евфросинией в XII в., как и сам Полоцк, пережил много бед и лихолетий. В 1563 г. в Ливонскую войну, когда город был захвачен войсками московского царя Ивана Грозного, монастырь опустел. Вскоре, в 1579 г. королем Речи Посполитой Стефаном Баторием монастырь был передан иезуитам, а в 1654 г. вновь город занят русскими войсками во время русско-польской войны. После Андрусовского перемирия Полоцк возвращен Речи Посполитой, и снова в монастырь пришли иезуиты, которым он принадлежал до изгнания их из пределов России в 1820 г. До 1832 г. монастырь принадлежал католическому ордену пиаров, потом его передали православным. Восстановленную в 1840 г. святыню по причине ее древности причислили к первоклассным монастырям. При монастыре было создано епархиальное женское училище, для которого был построен трехэтажный корпус. Многие выпускницы училища стали народными учителями, гувернантками. Училище было закрыто советскими властями, с 1921 г. там разместился лесной техникум. Новые испытания выпали на долю монастыря в первую мировую войну и после октябрьского переворота 1917 г. В 1920 г. монастырь уже выглядел запустевшим, а главные ценности и реликвии были вывезены в Ростов Великий Ярославской области еще в 1915 г.
В 1960 г. монастырь вновь был закрыт. Прошло более тридцати лет, и только в 1992 г. он вновь принял монахинь, которые возвратились, в основном, из Жирович Гродненской области, куда их насильно вывезли в 1960 г. В апреле 1989 г. состоялось переосвящение мощей преподобной Евфросинии Полоцкой. В монастыре сегодня около 70 насельниц, включая послушниц, которые еще не приняли постриг, но готовы посвятить свою жизнь нелегкому служению Богу. (Спасо-Евфросиниевский монастырь)

 ***

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК
«БРАСЛАВСКИЕ ОЗЕРА»

Сотни живописных озер, первозданная природа и необычный рельеф ледникового периода сделали Браславский край одним из самых прекрасных уголков Беларуси.
В 1995 г. на уникальной природной территории Белорусского Поозерья создан Национальный парк "Браславские озера".
Административный центр парка находится в старинном городе Браславе, выросшем на холмистом перешейке между озерами Дривяты и Новято.
Национальный парк "Браславские озера" занимает площадь около 70 тысяч гектаров. Его протяженность с севера на юг – 55 км, с запада на восток – от 9 до 29 км.
В границах Национального парка находятся 74 озера общей площадью 12590 гектаров, что составляет примерно 17% всей его территории.
Здесь произрастает более 1900 видов растений. Леса занимают около 67% площади и расположены несколькими крупными массивами:
Ø лес Богинский
Ø Видзовская лесная дача
Ø лес Бельмонт
Ø Друйская лесная дача
Ø лес Боруны
Благодаря разнообразию экосистем (леса, озера, луга, болота), животный мир парка очень богат. На его территории обитают 312 видов позвоночных животных, в т.ч.:
o   216 видов птиц (лебедь-шипун, черный аист, серый журавль, серебристая чайка, белая куропатка)
o   45 видов млекопитающих (лось, олень, косуля, кабан; внесенные в Красную книгу барсук, рысь, бурый медведь, прудовая ночница, северный кожанок)
o   34 вида рыб (судак, линь, лещ, сазан, язь, сом, угорь, внесенные Красную книгу ряпушка европейская, снеток)
o   12 видов земноводных
o   5 видов пресмыкающихся
В Национальном парке обустроены вольеры с дикими животными, характерными для Белорусского Поозерья.
Любители пеших прогулок могут отправиться в маленькое путешествие по экологическим тропам:
"Парк Бельмонт" (памятник садово-паркового искусства XVIII – XIX вв., второй по величине в Беларуси после парка в Несвиже)
"Слободковская озовая гряда" (великолепные пейзажи и редкие формы ледникового рельефа; городище VII века до н.э. – VI века н.э. и  XI – XIII веков н.э.; военный полигон пограничных польских войск 1920 – 1939 гг.)
На территории Национального парка работают 4 базы отдыха, принимающие туристов из разных стран.
Национальный парк предлагает туры для охотников и рыболовов, которые могут увезти из Браслава уникальные трофеи. Здесь проводятся международные рыболовные турниры "Щучья удача" и "Браславский спиннинг".
В теплый сезон по озеру Дривяты курсирует прогулочный теплоход.

***

КОСТЕЛ РОЖДЕСТВА ДЕВЫ МАРИИ В ВИДЗАХ

Костел Рождества Девы Марии в деревне Видзы (в некоторых источниках – костел Святой Троицы в деревне Видзы) построен в стиле неоготика и является «жемчужиной» деревни. Этот костел считается одним из самых высоких в Беларуси (высота его шпилей 59 метров). Выше костела в Видзах только костёл в Гервятах, его высота 61 метр (если считать высоту храма вместе с крестом на шпиле).
Строительство костела Рождества Девы Марии в деревне Видзы было начато в 1909 году на средства прихожан и пожертвования. Освящён храм был в 1914 году, перед началом Первой Мировой войны. В годы войны здание храма сильно пострадало от прицельного огня российской артиллерии (в 1915 году через деревню Видзы проходила линия фронта). Башни костела использовались в качестве смотрового пункта, для установки пулеметов и размещения снайперов. После войны храм отремонтировали и в память о военных событиях кое-где в стены вмуровали снарядные головки.
Пострадал костел Рождества Девы Марии в деревне Видзы (костел Святой Троицы в деревне Видзы) и в годы Великой Отечественной войны. А в послевоенное время и вовсе использовался то в качестве склада для льна, то как спортивный зал. Сегодня костел возвращен верующим и поражает витражами необычной красоты, ажурными переплетами окон, остроконечными башнями и порталами, стрельчатыми арками. Не оставит равнодушным и внутреннее убранство храма.
По своим архитектурным качествам костел Рождества Девы Марии в деревне Видзы выделяется среди других католических храмов и может стать изюминкой познавательного отдыха в Беларуси. (Костел в Видзах)
·        Видзы
***

КОСТЕЛ СВЯТОГО АНТОНИЯ ПАДУАНСКОГО В ПОСТАВАХ

Костел освятили в честь Св. Антония Падуанского – францисканского проповедника-чудотворца, одного из наиболее почитаемых католической церковью святых. К нему обращаются при поиске потерянных вещей – Св. Антоний помогает найти людям не только материальное, но и духовное: любовь, надежду, совесть, Бога.
Будущий проповедник родился в конце XII века в Лиссабоне (Пиренейский полуостров). Получив сан священника, он отправился служить в Марокко, но в скором времени заболел и был вынужден возвращаться домой. Корабль попал в шторм и только лишь чудом уцелел, его отнесло к берегам острова Сицилия. С этого времени Антоний принял божественное предвидение и стал проповедовать. Слова его проповедей находили простой и легкий путь к сердцам и душам слушателей. Умер проповедник в сорокалетнем возрасте.
Сегодня храм представляет собой однобашенную базилику с пятигранной апсидой. Величие костелу придает многоярусная шатровая башня. На красном фоне кирпичных стен выделяются оштукатуренные и побеленные ниши и аркатура – ряд небольших глухих арок. Боковые фасады расчленены контрофорсами и стрельчатыми проемами. Вход в костел представлен тремя стрельчатыми порталами.
В 1959 году храм был закрыт и позже переоборудован под филиал завода радиокомпонентов. Внутри храм был разделен на два этажа – интерьер теперь сильно изменен. Костельный крест все это время сохранялся в поставской церкви. И только в 1989 году храм был возвращен прихожанам. С этого времени и до 1995 года ксензом в костеле был Ян Шуткевич. При нем началось быстрое восстановление храма, некоторые богослужения переведены на белорусский язык. Костел был возвращен из забытия, и ныне, несмотря на все тяготы, преподнесенные ей временем, неоготическая святыня гордо и величественно возвышается над городом.
Он, сооруженный на огибаемом рекой участке, является вертикальным акцентом исторического центра Постав. В архитектурно-ландшафтной композиции сочетаются водное зеркало пруда и реки, зелень и неоготические из красного кирпича монументальные формы костела. (Костел в Поставах)

 ***

БЕРЕЗЕНСКИЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК

Березинский биосферный заповедник – это ценные, нетронутые, заповедные земли, которые хранят в себе события прошлого, животный мир настоящего и экологию будущего.
Местность в верховье Березины, где сейчас расположен заповедник, до конца 18 столетия была малоизвестна. О самых ранних временах истории здесь напоминают лишь древние курганы, расположенные рядом с поселком Рожно, на берегу давным-давно исчезнувшего и превратившегося в верховое болото озера, а также старинное замковище, затерянное на высоком холме, среди валов и рвов, у деревни Осетище.
Дальше шли события, связанные со строительством Березинской водной системы, соединившей Черное и Балтийское моря, что стало началом торговли, а также поселений этих мест.
Создан он был 31 января 1925 года. Захватывает три административных района: Лепельскийй, Докшицкий Витебской области и Борисовский район Минской области. Административно-хозяйственный центр – это поселок Домжерицы, что в лепельском районе, в 3-х километрах от шоссе Минск-Витебск.
Сейчас, на относительно небольшой территории этих заповедных земель можно познакомиться со всеми наиболее типичными ландшафтами центральной части Беларуси (Белоруссии). А панорама невероятной красоты природы раскрывается с холмов заповедника.
Самым интересным озером Березинского заслуженно считается озеро Плавно. Его северо-восточная часть течет прямо в Балтийское море, а юго-западная – в Черное. А самой занятнойможно назвать реку Сергуч, так она, по сути, является притоком двух морей.
В Березинском биосферном заповеднике вы можете посетить музей природы, посмотреть на диких животных в вольерах, пройтись по экологическим тропам, принять участие в многодневном туре по наблюдению за животными и птицами, можете почувствовать себя охотником во время охоты и ученым, приняв участие в научных исследованиях заповедника.
Всего заповедник занимает территорию в 76,2 тыс. га.
Вся деятельность заповедника - это способ просветить людей в сфере экологии и охраны окружающей среды. (Березинский биосферный заповедник)

***
КОСТЕЛ СВЯТОГО ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

Костёл Иоанна Крестителя –  католический храм в агрогородке Камаи. Относится к Поставскому деканату Витебского диоцеза. Памятник архитектуры, построен в 1603-1606 годах. Одна из старейших католических церквей Беларуси.
Инициатором строительства католического храма в Камаях был владелец местечка Ян Рудомин-Дусятский. Строительство церкви велось в 1603-1606 годах, имя архитектора неизвестно.
Первоначально храм имел продольно-осевую композицию, был трёхнефным, четырёхколонным, нефы перекрывались крестовыми и звёздчатыми сводами (сохранились в апсиде). В 1643 году при храме был основан госпиталь. Во время русско-польской войны 1654-1657 годов храм был сожжён русскими войсками, после пожара своды обвалились. При восстановлении колонны были разобраны, храм стал однонефным, основное пространство было перекрыто деревянным зеркальным сводом. После восстановления храма повторно освящён в 1673 году.
В ходе Северной войны (1700-1721) храм был обстрелян шведами из пушек и получил серьёзные повреждения. При восстановлении костёла в его стену были вмурованы шведские ядра. В 1726-1736 годах и в середине XIX века были выполнены росписи на сводах в виде гроздьев растений и цветов.
В 1778 году к храму с южной стороны была пристроена большая прямоугольная в плане часовня с криптой, перекрытая цилиндрическим сводом. В 1861 году храм был реставрирован и незначительно перестроен.
В 1915 году священником церкви Иоанна Крестителя в Камаях служил белорусский поэт Казимир Сваяк.

Костёл Иоанна Крестителя – один из крайне немногочисленных католических храмов Белоруссии, который не закрывался никогда с момента основания (исключая периоды восстановления и реставрации). Храм непрерывно действовал даже в советский период. Некоторые источники связывают это с хорошим отношением властей к настоятелю храма, который во время войны спас от немцев известного партизана.
В 2007 году ураганом была повреждена одна из башен. В 2010—2011 годах проходила капитальная реставрация всего храма. (Костел Иоанна Крестителя, Википедия)


















Комментариев нет:

Отправить комментарий